Пояснительная записка 1.Обоснование и актуальность программы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – перовом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Очень важно учитывать при организации работы по экологическому образованию в детском саду региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). При построении данной системы работы по экологическому образованию дошкольников учитывались следующие принципы: - краеведение; - научности и доступности понятия; - диагностичности; - природособразности. Цели и задачи программы. Цель экологического образования дошкольников становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи: - Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника. - Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. - Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. - Развитие познавательного интереса к миру природы. - Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. 3.Основные принципы построения программы. 1. Программа составлена с учётом основных и возрастных и психологических особенностей детей. Занятия проводятся в группе численностью не более 20 человек, что позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку. 2. Основой ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В программе предусмотрены активные игровые методы и двигательные упражнения, которые повышают мотивацию ребёнка и позволяют воспринимать курс не как учебный материал, а как активную и интересную информацию. 3. Продолжительность занятия первого года обучения по 1 часу 2 раза в неделю, годовая нагрузка – 72 часа. Возраст воспитанников от 6 до 7 лет. 4. Режим работы в группе координируется в течение учебного года в зависимости от возможности воспитанников, тематического плана занятий. 4.Деятельность, используемые методы, формы. Учитывая особенности и содержание работы студии, исходя из педагогической целесообразности, в процессе обучения используются индивидуальные, фронтальные, и групповые формы учебной работы, практические занятия. Эффективность обучения данной программы будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: игры, опытно-исследовательская деятельность, выставки. Методы определяются по источникам информации и включают в себя несколько основных видов: - словесные (рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой); - наглядные (работа с картинами, просмотр видеофильмов); - практические (наблюдение, опыты); - игровые (дидактические, экологические); - методический активизм (творческие работы воспитанников – рисование, аппликация, поделки из природных материалов). Новой формой экологического воспитания является природоохранные акции. Это мероприятия направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей: «В защиту зелёной ёлочки», «Покормите птиц зимой». |