П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда "запойные" – характерны для подросткового возраста. Ребёнок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым, удовлетворяя познавательную потребность и потребность в самостоятельности. Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. По мнению Д.Б.Эльконина, подростковый возраст сенситивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребёнка новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Руководить интересами подростков в этом направлении могут взрослые – любимые учителя и родители, искренне увлечённые своим делом. Побудить их к дополнительным занятиям определённым предметом им удаётся, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту. Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию. В среде подростков, лишённых содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени, благодаря кружкам и секциям, не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это – один из наиболее действенных путей их профилактики. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущий деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение, появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всём походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию, появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. Детское объединение технического творчества «Мотоклуб» в Уренгойском Доме Детского творчества работает второй год. Его посещают воспитанники в возрасте от 14 до 18 лет. Основными задачами деятельности «Мотоклуба» являются: • Дополнительное образование детей в области технического творчества; • Изучение основных характеристик, узлов и деталей мототранспорта, а именно: мотоциклы, мопеды, гоночные машины; • Приобретение практических умений и навыков технического обслуживания авто-мото-техники; • Знакомство с вопросами возникновения данного вида транспорта; • Применение полученных знаний при обслуживании транспортного средства и первые навыки управления. • Подготовка воспитанников к выбору будущей профессии и поступление в профессионально-техническое училище г.Тарко-Сале. Мотоцикл существует уже почти 100 лет. Сегодня это средство индивидуального транспорта насчитывает немало разновидностей: универсальный, шоссейный, гоночный, внедорожный, мотороллер и мопед, эндуро и трайел, мини-байк и мофа. Что представляет из себя каждый из них, каковы их назначения, особенности конструкции, каков современный уровень развития мотоциклетной техники и предстоит изучить ребятам на занятиях мотоклуба. Если дать определение мотоциклу 5 как таковому в его современном виде, то это одноколейное двухколёсное средство индивидуального транспорта с автономным механическим (то есть не мускульным) двигателем. На заре появления первых мотоциклов их название было образовано из двух слов: «двигатель» – «мотор», «велосипед» - «цикл». В настоящее время мотоклуб имеет следующие мотоциклы: «Восход – 3м»; «Чизет – 250»; «Ява-350». Все эти мотоциклы были отреставрированы воспитанниками мотоклуба под руководством педагога. В процессе восстановления мототехники воспитанники изучали основные узлы, характеристики и параметры каждого мотоцикла, порядок разборки и сборки, обслуживание электрооборудования мотоцикла. В работе ребята знакомятся с пневматическим инструментом, применяемым при обслуживанием мотоциклов. Изучают технику безопасности и порядок работы с нестандартным оборудованием. Имеют возможность сравнивать работу электро-инструментов и пневмо-инструментов, чем повышают свой уровень технических знаний и умений. |